Способность человека воспринимать речь начинает развиваться уже на третьей недели жизни, когда малыш начинает выборочно реагировать на голос. После полугода он различает интонацию, немного позже – ритм речи. В два года ребёнок уже очень хорошо слышит и понимает слова, несмотря на то, что многие звуки произносить ещё не в состоянии.
Исследование речевого слуха показало, что чем раньше начать тренировать слух у ребёнка, тем более развит он будет впоследствии и тем лучше будут его аналитические способности.
Содержание
Характеристика речевого слуха
Речевым слухом называют способность слышать и анализировать звуки речи: воспринимать её по частям (звукам), понимать значение и воспроизводить звучание. При этом немаловажное значение имеет физический и звуковысотный виды восприятия звука, позволяющие улавливать мелодичность речи, громкость, частоту. А также тональный и ритмический: первый даёт возможность воспринимать и воспроизводить изменение тембра голоса, второй – способность ощущать и воссоздавать темп речи.
Благодаря речевому слуху человек способен отличить слова от общего шума, контролирует звучание произносимого им текста, приспосабливается к тону собеседника. При нарушении этих способностей у ребёнка наблюдаются трудности при обучении его чтению, затем – письму, что приводит к невозможности развития высшего уровня фонетического слуха: умения устанавливать, какие именно звуки сочетаются в слове, определять их число и порядок следования.
Наличие этого качества подразумевает умение вникать в речь, запоминая услышанные слова и произнесённые звуки. Поэтому очень важно постоянно тренировать слух (это касается не только детей, но и взрослых), особенно это относится к способности улавливать звучание музыки: исследование слуха показало, что люди, обладающие развитым музыкальным слухом, обладают очень хорошей памятью и стойким вниманием.
Развитие музыкального слуха ребёнка
На формирование слуха, в том числе и музыкального, у ребёнка влияет всё – голоса окружающих его людей, звуки с телевизора, музыка, пение птиц, шум дождя. Исследование слуха не раз показало, что ребёнку, как, впрочем, и взрослому, чрезвычайно вредно продолжительное время пребывать в абсолютной тишине: у ребёнка не будет развиваться речевой слух, у взрослого – не только ухудшится, но и негативно отобразится на его нервной системе и даже умственных способностях.
Развивать музыкальный слух у ребёнка нужно с первых дней появления в доме малыша. Для этого, в зависимости от настроения, надо включать дома музыку, не ограничиваясь одними колыбельными. Это поможет ребёнку определить настрой мелодии: в каких ситуациях она может быть грустной, в каких – весёлой.
Когда малыш начнёт ходить, можно начать его обучать ритму: при звучании мелодии хлопать в ладоши в такт. Наблюдая за родителями, ребёнок через некоторое время начнёт повторять движения за музыкой уже самостоятельно.
В два года ребёнка можно начинать учить отличать друг от друга звуки разных тональностей: маленькая собака лает – звонкий звук, большая – низкий, объясняя при этом, какие звуки издают разные животные. В это же время можно начать знакомить ребёнка со звуками музыкальных инструментов. Если они есть дома – демонстрировать, если нет, скачать с интернета или купить диски с записями нужных звуков.
После четырёх лет развивать музыкальный слух у ребёнка можно упражнением с использованием домашней посуды. Для этого взять кастрюлю, хрустальный бокал, стеклянную банку и постучать по ним карандашом, демонстрируя ребёнку звучание различной утвари. После этого попросить малыша отвернуться, постучать по одному из предметов и попросить ребёнка отгадать звук.
Развить музыкальный слух можно с помощью народных песен. Причём петь надо на старый манер, протягивая звуки: это не только способствует развитию у малыша хорошего слуха, но и положительно влияет на нервную систему. Чем старше будет становиться ребёнок, тем более сложные упражнения для развития слуха ему можно давать. Главное, не торопиться, и не переходить к следующему этапу до тех пор, пока малыш самостоятельно полностью не усвоил урок.
Немаловажную роль в развитии слуха у ребёнка играют детские дошкольные заведения и школа: соответствующие упражнения проводят во всех возрастных группах. Это прежде всего игры, направленные на развитие умения слышать звук и соотносить его с местом и источником подачи. Также с помощью музыкальных инструментов детей учат различать силу, характер и настроение звучания мелодии.
Что надо знать при тренировке слуха
Исследование слуха показало, что способность различать звуки у взрослого начинает понижаться после 25 лет. Поэтому тренировать различные виды звукового восприятия при помощи специальных упражнений нужно постоянно: это замедлит процесс отмирания клеток, отвечающих за передачу звуковых волн.
Методик тренировать слуховую память существует немало. Прежде чем приступить к их выполнению, необходимо иметь в виду, что у человека одно ухо всегда слышит лучше другого. Определить, какое именно, можно с помощью очень простого упражнения: достаточно открыть на кухне кран так, чтобы вода капала и интервалом в пять секунд, уйти в комнату, закрыть сначала одно ухо (можно подушкой) и прислушаться, различим ли звук капель, затем – другое. Если одно ухо слышит, другое – нет, всё сразу станет ясно, если звук уловили оба уха, одно его услышало однозначно хуже. Если не слышат оба уха, надо стать поближе к кухне.
Исследование слуха показало, что упражнения будут в том случае эффективны, если при этом «отключить» остальные органы чувств: при их выполнении закрыть глаза, ненадолго задерживать дыхание.
Приступая к упражнениям, необходимо учитывать, что определить, откуда пришёл звук, намного проще, лёжа на животе, а звуки кажутся громче в светлой, хорошо освещённой комнате. Поэтому если тренировать слух ночью, необходимо приложить больше усилий, потому упражнения окажутся более эффективными.
Утренние звуки
Тренировать слух начинать нужно сразу после сна: для этого, не открывая глаз, напрячь слух и сосредоточить внимание на окружающих звуках и тишине. Если делать так каждое утро, через некоторое время утренние звуки будут восприниматься чётче.
Часы и дыхание
Эффективно тренировать слух можно с помощью механических часов. Для этого их надо положить возле себя, лечь на спину, закрыть глаза, после чего в течение получаса слушать, как они работают. Если станет понятно, что звук слышен абсолютно отчётливо, во время следующей тренировки надо положить их немного дальше и, закрыв глаза, прислушиваться к их тиканью. Тренировать слух нужно ежедневно и сразу, как только звук становится отчётливо различим, часы во время следующей тренировки необходимо класть на большее расстояние.
Улучшить слух можно, прислушиваясь к человеческому дыханию. Делать это надо таким же методом, как и в случае с часами, увеличивая со временем расстояние между собой и другим человеком.
Чтение и изложение
Одним из наиболее эффективных упражнений, что позволяет не только тренировать речевой слух, но и развивать дикцию, является чтение вслух. Читать надо нетихим, едва слышным шёпотом, а громко, чётко, не спеша произносить фразы, делая акцент на интонациях, если между героями присутствует диалог, при чтении желательно изменять тембр голоса. При этом нужно прислушиваться к своему голосу и выговариваемым словам.
Тренировать речевой слух, а вместе с ним и память, можно с помощью изложения. Для этого надо посмотреть отрывок из фильма, где герои разговаривают между собой, после этого записать диалог на бумаге (набрать на компьютере) и воспроизвести его вслух. Можно тренировать слух при поездке в транспорте. Для этого надо вслушаться в разговор пребывающих рядом людей и, придя домой, написать рассказ, воспроизведя по памяти их диалог. После этого написанную историю прочитать слух, копируя при этом интонации собеседников.
Музыка
Исследование слуха показало, что эффективно тренировать его можно с помощью своей любимой песни или той, которую хочется выучить. Для этого, прослушивая её на проигрывателе, нужно отключать после каждой строчки и стараться воспроизводить как можно ближе к оригиналу. Когда песня будет выучена, можно пропеть её вместе с певцом, после этого выключить диск и спеть несколько раз самостоятельно, пытаясь максимально точно повторить мелодию и тон исполнителя.